
Автомобильные шины —
важнейший элемент транспортного средства, обеспечивающий безопасность и комфорт
при движении. Однако неправильная эксплуатация и несоблюдение правил ухода
могут привести к возникновению различных дефектов, снижающих эффективность и
безопасность шин. В данном обзоре рассмотрены наиболее распространённые
повреждения, их причины и признаки, что поможет владельцам автомобилей
своевременно распознавать проблемы и принимать меры для их устранения.
1. Порезы и проколы
Глубокие или мелкие разрезы на протекторе или боковине шины, иногда с
видимым повреждением внутренней камеры или корда. Могут возникать из-за наезда на острые
предметы (камни, осколки стекла, гвозди), а также при езде по неровным или
разрушенным дорогам
2. Износ протектора (неравномерный или чрезмерный)
Глубокий износ протектора,
появление «бугров», полос или ступенчатых участков. Иногда наблюдается
«зазубренность» краёв протектора.
Постоянное трение о дорожное покрытие приводит к истиранию резины.
Неравномерный износ — результат неправильной регулировки углов установки колёс,
проблемы с подвеской, недостатка давления или неправильного балансирования. Износ
с одной стороны – неправильный угол наклона колес; износ посередине – повышенное давление в
шинах; износ по бокам – низкое давление
либо сильный перегруз колеса; волнистый
износ - проблемы с подвеской / нарушение развал-схождения.
3. Боковые трещины и растрескивания
Мелкие или крупные трещины на боковине шины.
Иногда трещины могут иметь вид сетки. Возникают из-за старения резины,
воздействия ультрафиолета, высоких температур или неправильного хранения. Также
могут появляться при чрезмерных нагрузках и неправильной эксплуатации шин.
4. Выпуклости либо вздутия различного размера на боковине шины которые среди водителей называются «шишками», «булками», «грыжами» и которые видны невооруженным глазом, появляются, как правило, в следствие неправильной эксплуатации автомобиля. Возникают из-за внутреннего повреждения корда или слоя резины под воздействием ударов или перегрева. Вздутия могут привести к разрыву шины. Причины возникновения: Удар по бордюру, попадание колеса в яму, неправильное давление воздуха в колесе.
5. Отслоение протектора (отслоение слоёв)
Дефект,
при котором верхний слой протектора отделяется от основной части шины. Внешне
проявляется следующими признаками:
образование пузырей , вздутий; «шелушений». Данный вид дефекта может быть вызван
неправильной эксплуатацией шины: наездом на дорожное препятствие; ездой по
грубому покрытию или ездой на повышенных скоростях с перегрузом. Не исключен и
производственный брак – нарушение технологии сборки либо вулканизации.
6. Разрыв бортового кольца и боковины
Разрыв бортового кольца представляет собой разлом или прорезь в
области, где шина соединяется с ободом колеса (бортовым кольцом). Визуально это
может выглядеть как разорванный или деформированный край, иногда с заметными
трещинами или разломами по периметру. Такой разрыв может привести к утечке
воздуха и потере герметичности. Причины – неквалифицированный монтаж покрышки/
неисправное шиномонтажное оборудование.
7. Разрушение бортовой резины вследствие перегрева
Образование трещин и расслоений на боковой поверхности шины, особенно в области бортов; обесцвечивание резинового материала — появление темных или обесцвеченных участков, свидетельствующих о перегреве; образование пузырей, локальных разрывов на боковых стенках шины; в некоторых случаях — появление мелких трещин или «сетчатых» разломов по всему периметру боковой части покрышки. В результате перегрева резина теряет свои эластичные свойства, становится хрупкой и склонной к разрушению. В случае сильного перегрева колеса возможен разрыв боковой части шины или даже ее разрушение. Основной причиной, как правило, является – неисправная тормозная система автомобиля, перегрев тормозных барабанов, частые и длительные торможения (возможно на длинных спусках).
8. Излом каркаса.
Внутри шины могут проявляться следующие признаки — на боковине или протекторе появляются заметные деформации, волны или вздутия. Иногда на поверхности шины видны трещины, разломы или «заломы» в области боковины. Внутри шины могут образовываться пузырьки или выпуклости, которые при надавливании ощущаются как мягкие участки. В некоторых случаях возможен разрыв слоя корда или его частичное повреждение, что приводит к появлению «заломов» и деформаций. После снятия шины с диска можно обнаружить внутренние повреждения — сломанные или порванные кордовые нити, разорванные слои резинового покрытия, что свидетельствует о нарушении целостности каркаса. Возникает вследствие постоянного использования шин с низким давлением либо перегрузом, что создаёт неравномерную нагрузку на каркас, вызывая его деформацию и возможный излом.
Понимание причин
возникновения дефектов шин и умение их распознавать — залог безопасной
эксплуатации автомобиля. Регулярный осмотр шин, соблюдение рекомендуемых
параметров давления и аккуратное вождение позволяют значительно продлить срок
службы резины и снизить риск аварийных ситуаций. Заботьтесь о своих шинах — это
залог вашей безопасности на дороге.