Автомобильные шины —
важнейший элемент транспортного средства, обеспечивающий безопасность и комфорт
при движении. Однако неправильная эксплуатация и несоблюдение правил ухода
могут привести к возникновению различных дефектов, снижающих эффективность и
безопасность шин. В данном обзоре рассмотрены наиболее распространённые
повреждения, их причины и признаки, что поможет владельцам автомобилей
своевременно распознавать проблемы и принимать меры для их устранения.
1. Порезы и проколы
.jpg)
Глубокие или мелкие разрезы на протекторе или боковине шины, иногда с
видимым повреждением внутренней камеры или корда. Могут возникать из-за наезда на острые
предметы (камни, осколки стекла, гвозди), а также при езде по неровным или
разрушенным дорогам
2. Износ протектора (неравномерный или чрезмерный)
.jpeg)
Глубокий износ протектора,
появление «бугров», полос или ступенчатых участков. Иногда наблюдается
«зазубренность» краёв протектора.
Постоянное трение о дорожное покрытие приводит к истиранию резины.
Неравномерный износ — результат неправильной регулировки углов установки колёс,
проблемы с подвеской, недостатка давления или неправильного балансирования. Износ
с одной стороны – неправильный угол наклона колес; износ посередине – повышенное давление в
шинах; износ по бокам – низкое давление
либо сильный перегруз колеса; волнистый
износ - проблемы с подвеской / нарушение развал-схождения.
3. Боковые трещины и растрескивания

Мелкие или крупные трещины на боковине шины.
Иногда трещины могут иметь вид сетки. Возникают из-за старения резины,
воздействия ультрафиолета, высоких температур или неправильного хранения. Также
могут появляться при чрезмерных нагрузках и неправильной эксплуатации шин.
4. Выпуклости либо вздутия различного размера на боковине шины которые среди водителей называются «шишками», «булками», «грыжами» и которые видны невооруженным глазом, появляются, как правило, в следствие неправильной эксплуатации автомобиля. Возникают из-за внутреннего повреждения корда или слоя резины под воздействием ударов или перегрева. Вздутия могут привести к разрыву шины. Причины возникновения: Удар по бордюру, попадание колеса в яму, неправильное давление воздуха в колесе.
.jpg)
5. Отслоение протектора (отслоение слоёв)

Дефект,
при котором верхний слой протектора отделяется от основной части шины. Внешне
проявляется следующими признаками:
образование пузырей , вздутий; «шелушений». Данный вид дефекта может быть вызван
неправильной эксплуатацией шины: наездом на дорожное препятствие; ездой по
грубому покрытию или ездой на повышенных скоростях с перегрузом. Не исключен и
производственный брак – нарушение технологии сборки либо вулканизации.
6. Разрыв бортового кольца и боковины

Разрыв бортового кольца представляет собой разлом или прорезь в
области, где шина соединяется с ободом колеса (бортовым кольцом). Визуально это
может выглядеть как разорванный или деформированный край, иногда с заметными
трещинами или разломами по периметру. Такой разрыв может привести к утечке
воздуха и потере герметичности. Причины – неквалифицированный монтаж покрышки/
неисправное шиномонтажное оборудование.
7. Разрушение бортовой резины вследствие перегрева

Образование трещин и расслоений на боковой поверхности шины, особенно в области бортов; обесцвечивание резинового материала — появление темных или обесцвеченных участков, свидетельствующих о перегреве; образование пузырей, локальных разрывов на боковых стенках шины; в некоторых случаях — появление мелких трещин или «сетчатых» разломов по всему периметру боковой части покрышки. В результате перегрева резина теряет свои эластичные свойства, становится хрупкой и склонной к разрушению. В случае сильного перегрева колеса возможен разрыв боковой части шины или даже ее разрушение. Основной причиной, как правило, является – неисправная тормозная система автомобиля, перегрев тормозных барабанов, частые и длительные торможения (возможно на длинных спусках).
8. Излом каркаса.

Внутри шины могут проявляться следующие признаки — на боковине или протекторе появляются заметные деформации, волны или вздутия. Иногда на поверхности шины видны трещины, разломы или «заломы» в области боковины. Внутри шины могут образовываться пузырьки или выпуклости, которые при надавливании ощущаются как мягкие участки. В некоторых случаях возможен разрыв слоя корда или его частичное повреждение, что приводит к появлению «заломов» и деформаций. После снятия шины с диска можно обнаружить внутренние повреждения — сломанные или порванные кордовые нити, разорванные слои резинового покрытия, что свидетельствует о нарушении целостности каркаса. Возникает вследствие постоянного использования шин с низким давлением либо перегрузом, что создаёт неравномерную нагрузку на каркас, вызывая его деформацию и возможный излом.
Понимание причин
возникновения дефектов шин и умение их распознавать — залог безопасной
эксплуатации автомобиля. Регулярный осмотр шин, соблюдение рекомендуемых
параметров давления и аккуратное вождение позволяют значительно продлить срок
службы резины и снизить риск аварийных ситуаций. Заботьтесь о своих шинах — это
залог вашей безопасности на дороге.