Автомобильные шины — важнейший элемент транспортного средства, обеспечивающий безопасность и комфорт при движении. Однако неправильная эксплуатация и несоблюдение правил ухода могут привести к возникновению различных дефектов, снижающих эффективность и безопасность шин. В данном обзоре рассмотрены наиболее распространённые повреждения, их причины и признаки, что поможет владельцам автомобилей своевременно распознавать проблемы и принимать меры для их устранения.

1. Порезы и проколы


Глубокие или мелкие разрезы на протекторе или боковине шины, иногда с видимым повреждением внутренней камеры или корда.  Могут возникать из-за наезда на острые предметы (камни, осколки стекла, гвозди), а также при езде по неровным или разрушенным дорогам

  2. Износ протектора (неравномерный или чрезмерный)


 Глубокий износ протектора, появление «бугров», полос или ступенчатых участков. Иногда наблюдается «зазубренность» краёв протектора.  Постоянное трение о дорожное покрытие приводит к истиранию резины. Неравномерный износ — результат неправильной регулировки углов установки колёс, проблемы с подвеской, недостатка давления или неправильного балансирования. Износ с одной стороны – неправильный угол наклона колес;  износ посередине – повышенное давление в шинах;  износ по бокам – низкое давление либо сильный перегруз колеса;  волнистый износ - проблемы с подвеской / нарушение развал-схождения.

 3. Боковые трещины и растрескивания


             Мелкие или крупные трещины на боковине шины. Иногда трещины могут иметь вид сетки. Возникают из-за старения резины, воздействия ультрафиолета, высоких температур или неправильного хранения. Также могут появляться при чрезмерных нагрузках и неправильной эксплуатации шин.

 4. Выпуклости либо вздутия различного размера на боковине шины   которые среди водителей называются «шишками», «булками», «грыжами» и которые видны невооруженным глазом, появляются, как правило, в следствие неправильной эксплуатации автомобиля. Возникают из-за внутреннего повреждения корда или слоя резины под воздействием ударов или перегрева. Вздутия могут привести к разрыву шины. Причины возникновения: Удар по бордюру, попадание колеса в яму, неправильное давление воздуха в колесе.


5. Отслоение протектора (отслоение слоёв)


            Дефект, при котором верхний слой протектора отделяется от основной части шины. Внешне проявляется  следующими признаками: образование пузырей , вздутий;  «шелушений».  Данный вид дефекта может быть вызван неправильной эксплуатацией шины: наездом на дорожное препятствие; ездой по грубому покрытию или ездой на повышенных скоростях с перегрузом. Не исключен и производственный брак – нарушение технологии сборки либо вулканизации.  

6. Разрыв бортового кольца и боковины


Разрыв бортового кольца  представляет собой разлом или прорезь в области, где шина соединяется с ободом колеса (бортовым кольцом). Визуально это может выглядеть как разорванный или деформированный край, иногда с заметными трещинами или разломами по периметру. Такой разрыв может привести к утечке воздуха и потере герметичности. Причины – неквалифицированный монтаж покрышки/ неисправное шиномонтажное оборудование.

7. Разрушение бортовой резины вследствие перегрева


            Образование трещин и расслоений на боковой поверхности шины, особенно в области бортов; обесцвечивание резинового материала — появление темных или обесцвеченных участков, свидетельствующих о перегреве; образование пузырей, локальных разрывов на боковых стенках шины; в некоторых случаях — появление мелких трещин или «сетчатых» разломов по всему периметру боковой части покрышки. В результате перегрева резина теряет свои эластичные свойства, становится хрупкой и склонной к разрушению. В случае сильного перегрева колеса возможен разрыв боковой части шины или даже ее разрушение. Основной причиной, как правило, является – неисправная тормозная система автомобиля,  перегрев тормозных барабанов, частые  и длительные торможения (возможно  на длинных спусках).

8. Излом каркаса.


            Внутри шины могут проявляться следующие признаки — на боковине или протекторе появляются заметные деформации, волны или вздутия. Иногда на поверхности шины видны трещины, разломы или «заломы» в области боковины. Внутри шины могут образовываться пузырьки или выпуклости, которые при надавливании ощущаются как мягкие участки.  В некоторых случаях возможен разрыв слоя корда или его частичное повреждение, что приводит к появлению «заломов» и деформаций. После снятия шины с  диска можно обнаружить внутренние повреждения — сломанные или порванные кордовые нити, разорванные слои резинового покрытия, что свидетельствует о нарушении целостности каркаса. Возникает вследствие постоянного использования шин с низким давлением либо перегрузом, что создаёт неравномерную нагрузку на каркас, вызывая его деформацию и возможный излом.

 

Понимание причин возникновения дефектов шин и умение их распознавать — залог безопасной эксплуатации автомобиля. Регулярный осмотр шин, соблюдение рекомендуемых параметров давления и аккуратное вождение позволяют значительно продлить срок службы резины и снизить риск аварийных ситуаций. Заботьтесь о своих шинах — это залог вашей безопасности на дороге.