
Выбор
дисков для легкового автомобиля — важный этап, который влияет на эстетический
вид, безопасность, комфорт и долговечность эксплуатации. Вот основные моменты,
которые стоит учитывать при выборе дисков, а также разница между штампованными
и литыми моделями.
Штампованные
диски (стальные): изготавливаются
методом штамповки из листовой стали. Дешевле, просты в ремонте, хорошо держат
удар. В то же время они тяжелее и менее
эстетичны.
Литые
диски (алюминиевые): отливаются из алюминиевого сплава с последующей
обработкой. Легче штампованных, лучше выглядят, улучшают управляемость и расход
топлива. Однако литые диски дороже и при сильных ударах могут трескаться или
деформироваться. Современные литые диски часто проходят термическую обработку
для повышения прочности.
Важные
характеристики при выборе диска на которые необходимо обратить внимание.
1. Диаметр - влияет на высоту шины и общий
диаметр колеса, влияет на точность спидометра и работу систем ABS/ESP. Больший
диаметр диска обычно улучшает внешний вид и управляемость при правильных шинах.
Ширина
- определяет ширину шины, которая может
быть установлена без риска повреждений или ухудшения характеристик. Ширина
диска и её соотношение с размером шины — важные параметры при подборе колес для
автомобиля, чтобы обеспечить безопасность, комфорт и правильную работу системы.
Ширина
диска измеряется по внутренней части обода (от борта до борта) — то есть по
самой широкой части, где крепится шина. Обычно указывается в миллиметрах (мм)
или в дюймах.
Например:
7J, 7.5J, где число — ширина в дюймах, а буква — тип обода.
7J означает ширину диска примерно 7 дюймов (1
дюйм = 25.4 мм), то есть около 177 мм.
7.5J — примерно 7.5 дюймов ≈ 190.5 мм.
Ширина шины должна соответствовать ширине диска, чтобы обеспечить правильную посадку и избежать проблем с безопасностью и износом и должна находиться в пределах примерно от 70% до 110% от ширины диска.
Пример:
Размер
диска |
Ширина
диска |
Рекомендуемый
диапазон ширины шины |
Пример
подходящей шины
|
6J |
6 дюймов ≈ 152 мм |
от 165 мм до 195 мм |
185/55 R15
|
7J |
7 дюймов ≈ 177 мм |
от 185 мм до 215 мм |
205/50 R16 |
7.5J |
7.5 дюймов ≈ 190 мм |
от 195 мм до 225 мм |
215/45 R17
|
Почему
важно правильно подбирать размеры?
Если
шина слишком узкая для широкого диска: шина может "сползать" по
ободу, что ухудшает управляемость и безопасность.
Если
шина слишком широкая для узкого диска: шина не сможет правильно закрепиться,
возможны деформации и повреждения.
2. Центральное отверстие ступицы
Это
внутреннее отверстие в диске, которое совпадает с диаметром ступицы автомобиля,
которое обеспечивает точную посадку диска на ступицу, что важно для
балансировки и предотвращения вибраций при движении. Размер этого отверстия
обычно указывается в миллиметрах (например, 56.1 мм).
Если
вы заменяете диск, измерьте диаметр центрального отверстия старого диска или
ступицы. Можно использовать штангенциркуль или обратиться к технической
документации автомобиля. Идеально, если диаметр центрального отверстия нового
диска совпадает с диаметром ступицы. Это обеспечивает плотную посадку без
зазоров и минимизирует вибрации.
Что
делать при несовпадении? Если диаметр отверстия больше, чем диаметр ступицы,
используют специальные центровочные кольца (адаптеры, проставки), которые
вставляются в диск и обеспечивают правильную центровку.
3. Вылет (ET) — это важный параметр при подборе
дисков для автомобиля, который влияет на посадку колеса и его взаимодействие с
кузовом и подвеской.
Что
такое вылет (ET)?
Вылет
(ET, от немецкого "Einpresstiefe") — это расстояние между плоскостью
крепления диска к ступице и его центральной осью (центральной линией диска).
Обычно измеряется в миллиметрах. Величина ET, как правило, указывается производителем диска. Однако,
если нужно определить ET самостоятельно, необходимо знать расстояние от плоскости
крепления до центра диска по оси симметрии.
На
что влияет ЕТ?
Положительный
ET (например, +30 мм) означает, что диск смещён внутрь по отношению к оси
крепления.
Отрицательный
ET (например, -10 мм) — диск выступает наружу за линию крепления.
Правильный
ET обеспечивает правильную посадку колеса без касаний с кузовом или элементами
подвески.
Неправильный
ET может привести к зацеплению шин за арки или тормозные компоненты.
Обычно
допускается небольшое отклонение в пределах ±2 мм от рекомендованного ET. В
некоторых случаях допускается до ±3 мм, если это не вызывает проблем с зазорами
или управляемостью. Важно учитывать рекомендации производителя автомобиля и
дисков, чтобы избежать негативных последствий.
4. PCD (Pitch Circle Diameter — диаметр
окружности расположения отверстий) — это один из ключевых параметров при выборе
дисков для легкового автомобиля. Он определяет, сколько отверстий для крепления
диска и как они расположены относительно друг друга.
PCD
— это диаметр окружности, на которой расположены центры отверстий для болтов
или шпилек, крепящих диск к ступице колеса. Обычно указывается в виде двух
чисел: например, 5x114.3 (— где 5 — количество отверстий (болтовых соединений),
— 114.3 мм — диаметр окружности, на которой расположены эти отверстия). Для
определения данного параметра необходимо измерить расстояние между центрами
двух противоположных отверстий через центр диска используя штангенциркуль или
рулетку (для нечетного количества отверстий используют формулы).
Как
правило, данный параметр можно взять из
документации автомобиля «Руководство по эксплуатации», которое содержит
информацию о совместимых размерах колес и креплении, а также на сайте производителя
дисков или в каталогах.
Выбор правильных дисков и шин — это залог безопасности, комфорта и долговечности вашего автомобиля. Зная основные параметры, такие как PCD, ширина диска и соотношение с размером шины, вы сможете сделать осознанный выбор и обеспечить себе уверенность на дороге.
Не экономьте на качестве и правильности
подбора — ведь ваше здоровье и безопасность всегда в приоритете.
Помните: правильные компоненты — это залог беззаботных поездок и удовольствия от вождения. Сделайте свой автомобиль лучше уже сегодня!