Тормозная система — это сложный комплекс механизмов и компонентов, обеспечивающих безопасное замедление и остановку транспортного средства. Ниже перечислены основные механизмы, их назначение, правильное функционирование и особенности обслуживания.

 

Тормозные системы делятся по типам и принципам работы. Ниже представлены основные виды:

 

Дисковые тормоза (дисковые тормозные системы) - применяется тормозной диск (ротор) и колодки. Тормозное усилие создается прижатием колодок к вращающемуся диску. Обычно это гидравлические тормоза, но могут быть и  механические.

Применяются в легковых автомобилях (особенно современных), мотоциклах, некоторых грузовиках и спецтехнике.

Обслуживание: проверка износа колодок и дисков, замена изношенных элементов, очистка от грязи и пыли, регулярная проверка гидравлики.

Плюсы: высокая эффективность торможения, быстрое охлаждение, хорошая управляемость при интенсивном торможении.

Минусы: более сложное и дорогостоящее обслуживание, возможна деформация дисков при перегреве.

 

Барабанные тормоза -  используются тормозной барабан и колодки внутри него. Тормозное усилие создается прижатием колодок к внутренней поверхности барабана.

Применяются , как правило, на задних колесах у многих автомобилей (особенно старых моделей), тяжелой технике, грузовиках, автобусах.

Обслуживание: проверка износа колодок и барабанов, шлифовка или замена барабанов при необходимости, регулярная проверка зазора между колодками и барабаном.

Плюсы: простота конструкции, надежность при умеренных нагрузках, более низкая стоимость обслуживания.

Минусы: меньшая эффективность при интенсивном использовании, медленное охлаждение по сравнению с дисковыми системами, возможна закоксованность или заедание механизмов.

 

Электронные системы (электромагнитные, электронноуправляемые) - применяются электромагниты или электронные блоки управления для активации тормозных механизмов.

Применяются в современных электромобилях, гибридах, системах автоматического торможения.

Обслуживание: проверка электропроводки и датчиков, обновление программного обеспечения.

Плюсы: быстрая реакция, возможность интеграции с системами помощи водителю.

Минусы: высокая стоимость ремонта и обслуживания, требуют электроснабжения и сложного оборудования.

 

Тормоза с ABS (антиблокировочная система). Это не отдельный вид тормозной системы, а система безопасности, которая может работать как с дисковыми, так и с барабанными тормозами. Она предотвращает блокировку колес при резком торможении.

 

Механизмы, участвующие в тормозной системе автомобиля, и их функции

Тормозные колодки -  создают трение о тормозные диски или барабаны для замедления вращения колес. Должны плотно прижиматься к дискам/барабанам без заеданий, равномерно изнашиваться.

Обслуживание: регулярная проверка износа (минимум 3 мм фрикционного слоя), замена при необходимости, очистка от грязи и пыли.

 

Тормозные диски (роторы) -  обеспечивают поверхность для трения с колодками. Должны  быть ровными, без борозд или трещин.

Обслуживание: шлифовка или замена при деформации или сильном износе.

 

Тормозные барабаны (для барабанных тормозов) -  создают трение с тормозными колодками внутри барабана. Должны быть гладкими и без трещин.

Обслуживание: шлифовка или замена при износе.

 

Гидравлическая система (тормозная жидкость, цилиндры) -  передает усилие от педали к рабочим механизмам. Должна функционировать без утечек, с отсутствием воздуха в системе.

Обслуживание: регулярная проверка уровня жидкости, замена тормозной жидкости раз в 1–2 года, устранение утечек и прокачка системы.

 

Тормозной суппорт -  удерживает колодки и обеспечивает их прижатие к дискам. Должен  плавно перемещаться по направляющим, равномерно прижимая колодки.

Обслуживание: очистка направляющих, смазка направляющих элементов графитовой смазкой.

 

Тормозные шланги и трубки - передают гидравлическое усилие. Должны быть без  трещин, утечек и зажиманий.

Обслуживание: регулярная проверка на наличие повреждений и утечек; при необходимости — замена.

 

Ручной тормоз  — это важная система, предназначенная для удержания автомобиля в неподвижном состоянии при остановке, а также для предотвращения его случайного движения при стоянке. Используется как дополнительная система торможения в экстренных ситуациях. Должен надежно фиксировать положение автомобиля без необходимости постоянного давления на педаль тормоза, обеспечивать устойчивость автомобиля при стоянке, быть легко управляемым и не создавать чрезмерных усилий для водителя, не мешать нормальной работе основных тормозных систем.

Принцип работы:  механическая система (тросы и рычаги)  передает усилие к тормозным механизмам задних колес.

В современных автомобилях возможна электронная версия (электронный ручной тормоз), управляемая электромагнитами или электроприводами.

Основные признаки неисправностей: рычаг ручного тормоза плохо фиксирует или не фиксирует вовсе, тормозной рычаг "ходит" свободно или слишком туго, после затягивания рычага автомобиль всё равно движется, визуальный осмотр тросов показывает их износ, ржавчину или повреждения.

 

Адаптеры и механизмы регулировки -  обеспечивают правильный зазор между колодками и дисками/барабанами.

Должны плавно регулироваться без заеданий.

Обслуживание: периодическая проверка и регулировка по мере износа.

 

 

Правильный уход за тормозной системой — залог безопасности и долговечности вашего автомобиля. Ниже приведены основные рекомендации, возможные неисправности, их признаки и способы устранения.

 

Регулярная проверка уровня тормозной жидкости

Почему важно: низкий уровень может привести к ухудшению тормозных характеристик.

Как проверить: осмотрите бачок тормозной жидкости на наличие уровня по меткам MIN и MAX.

Что делать: при необходимости долейте подходящую тормозную жидкость (обычно DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1). Не забывайте менять жидкость раз в 1–2 года, чтобы избежать её загрязнения и потери свойств.

 

Осмотр и замена изношенных колодок

Почему важно: изношенные колодки снижают эффективность торможения и могут повредить диски.

Как определить: при осмотре виден износ — толщина фрикционного слоя менее 3 мм.

Что делать: замените колодки у специалиста. После замены рекомендуется провести процедуру «протяжки» или «протирки» тормозных колодок.

 

Проверка состояния тормозных дисков

Признаки неисправности: вибрация руля при торможении, повышенный износ или появление борозд, треск или скрежет.

Что делать: при наличии борозд или трещин — заменить диски, в случае вибрации — возможно, потребуется их шлифовка или замена.

 

Очистка и смазка тормозных механизмов -  грязь, пыль и ржавчина ухудшают работу системы. Периодически очищайте механизмы от грязи с помощью специальных средств, используйте графитовую смазку для направляющих.

 

Проверка гидравлической системы

Проявляется: мягкая или «проваливающаяся» педаль тормоза.

Причина: Воздушные пробки в системе, течь жидкости из шлангов или цилиндров.

 

Увеличение пути до остановки - выполните прокачку системы для удаления воздуха, замените поврежденные шланги или цилиндры.

 

Регулярное тестирование тормозов - перед длительными поездками или после ремонта обязательно проверьте работу тормозов на безопасном участке.

 

Заботьтесь о безопасности своего автомобиля уже сегодня! Регулярное обслуживание тормозной системы — залог вашей безопасности и долговечности транспортного средства. Обращайтесь к специалистам для профессиональной проверки и своевременного ремонта. Не откладывайте — сделайте ваш автомобиль надежнее и безопаснее прямо сейчас!